
Алексей Спиридонов давно превратился из просто волейбольной звезды в лицо одного из самых популярных видов спорта благодаря своему эмоциональному, экспрессивному и порой скандальному поведению. Однако прошедший сезон доигровщик казанского «Зенита» и сборной России может занести себе в актив: ни одного удаления, первый серьезный титул на клубном уровне и отменные перспективы. Хотя без традиционных приключений не обошлось и в этот раз. Но начать разговор руководитель редакции «Р-Спорт» Василий Конов решил с выступления любимого футбольного клуба Алексея.
«Спартаку» нужен российский тренер, нужен Аленичев
— «Спартак»-то как сыграл?
— Не видел, что ли?
— Откуда такая любовь к «Спартаку»? Я не помню, чтобы, когда ты в Одинцово играл, «Спартак» хоть как-то фигурировал.
— Тогда тёлочки фигурировали, ночные клубы и рестораны! Какой тогда «Спартак»-то?! Я тогда был моложе, другие интересы — погулять, потусить.
— И всё же.
— Симпатизировал всегда, но реально не было времени на это. Потом с игроками познакомился, с Артёмом Ребровым. Сейчас просто семья, ребёнок, поэтому сейчас не клубы, а стадионы. Хочется туда сходить.
— Ну, стадионы не только ж футбольные, на баскетбол ходишь.
— Ага, в Химки вот не так давно ходил. Там Моня играет. В Краснодаре Курбанов, все мои хорошие знакомые. На матчи УНИКСа постоянно хожу. Не пойду ж я на матчи...
— ЦСКА?
— Баскетбольного? Ну, там Фридзон, его знаю. А так, да, эти четыре буквы не люблю, уж извини. Не лежит душа к этим буквам.
— Вернёмся к «Спартаку». Почему этот клуб, почему не «Арсенал», ты ж из Тульской области!
— Ты тот «Арсенал» помнишь?! Там из 11 человек 10 с пляжа были! Это сборная Копакабаны, а не Тула! Выездной филиал.
— Последний раз на стадион когда ходил?
— «Спартак»? Когда с «Зенитом» играли. Свой матч отдали. В «лучших» традициях, на 85-й получили. Не должны были отдавать.
— Болельщики скандируют: «Руководство — вон!»
— Да руководство и само это понимает. Догадывается, что пора уже уходить. Но не со всеми болельщиками согласен. А так, понятно же, что накипело уже у всех. Федун вот уходит.
— Да куда ж он уходит? Владельцем остаётся, деньги давать всё равно он будет.
— Ну вот, значит, нужно найти и поставить такого независимого менеджера, который чётко скажет: вы даёте деньги и не вмешиваетесь в мою работу никак. Иначе ничего не изменится. Нужен менеджер. Иначе ничего хорошего не будет.
— Причина неудачи в этом году в чём?
— Да «Спартаку» нужен русский тренер! Иностранцы наш менталитет не понимают! И не поймут. Я сколько с иностранцами работал. Ну, другие люди. Нужен наш. Другой с ними общий язык не найдет. Нужен Аленичев «Спартаку» сейчас. Он уже всё доказал, к работе готов, кровь у него спартаковская. Только дёргать не надо, сразу — на два года мы не трогаем тебя, работай. Чтобы шанс у человека был. Просто поработать. Состав, а то всё ясно — с тем составом, что у «Зенита», у них и дальше конкурентов не будет.
«Зенит» будет выигрывать трофеи с таким составом, даже если Спиридонов станет тренером
— Погоди, ну вот как не могу работать? А «Зенит»? Адвокат, Спаллетти, Виллаш-Боаш — у всех результат.
— Ха, да ты там состав-то видел? Туда меня тренером поставь — и у меня результат с ними будет и титулы! Там грамотная селекция, там тренер — это второстепенно.
— А в «Спартаке» селекция?
— Плохая, много кто не нравится.
— Лидер? Артём (Ребров)?
— Артём. Но 10 получить за 4 тайма — тут психологически можно подсесть.
— И всё же.
— Промес нравится. И оба молодых.
— Кротов и Давыдов?
— Ага, им доверять надо.
— На дерби не ходил?
— Не, тренировка была. Смотрел по телевизору. Так бы сходил, поорал бы. Сильно расстроился. Но из-за того, что с Андреем Геннадиевичем Воронковым поспорил на тысячу рублей, что «Спартак» выиграет. При 0:3 отнёс ему деньги (смеётся).
— На фарт, что ли? Надеялся?
— Да куда там! Потом в команде все подкалывали: «Чего, как „Спартак“ сыграл?» А в команде еще Рома Брагин и Алексей Обмочаев за «Спартак», но их не подкалывают. А меня вот сразу.
— Привет твой Кержакову через Широкова дошёл, когда ты в Twitter его учил ногами играть? (Как-то под новый год Алексей отправил сообщение Роману в Twitter со ссылкой на видео, в котором волейболист удачно играет ногами, с просьбой показать это нападающему сборной России Кержакову).
— Рома тогда не ответил, а Кержаков потом написал, пришли, мол, видео, посмотреть хочу. Я ему прислал. Порадовался он (смеётся), сейчас иногда общаемся. Вроде следят футболисты за волейболом.
Капелло — «мёртвый» тренер, у сборной России нет прогресса
— Когда сборная России по футболу добьется результата?
— Мы с тобой это точно не увидим.
— Даже так?
— Да лет восемь никаких перспектив.
— Домашний чемпионат мира же!
— Да если мы из группы выйдем — это уже удача будет. Но если будет (Фабио) Капелло, то и из группы не выйдем. Мы даже на Евро пока не отобрались и не первые в группе. О чём тут говорить?!
— На домашний чемпионат мира отбор не нужен.
— Это как раз вообще неважно.
— А чего с Капелло не так?
— Да его менять надо! Он «мёртвый» тренер. Никаких перспектив у сборной. Какой рост был при Хиддинке! А сейчас? Какой смысл тут говорить и сравнивать. Одно очко в группе на домашнем чемпионате мира — за счастье. С игроками общался — ребята к нему в сборную ехать не хотят. Ну о чём тут говорить?
— Ты со многими иностранцами работал.
— Да, (Роберто) Сантини грамотный был. В Уфе (Анджиолино) Фригони был, он не мешал играть. Ну там (Леандро) Виссотто, (Алексей) Казаков, (Павел) Абрамов, я молодой, а потом пришёл (Фердинандо) Де Джорджи, ну, дурак-человек, не понимает ничего, играть мешает. Ну зачем? Европейцы, они одинаковые, скучные. Европа эта скучная. А в России нужно родиться, чтобы понять, — у нас веселье! Это понимать нужно.
— Евровидение смотрел в скучной Европе?
— Не, только (Полину) Гагарину видел, а так спал. Гагарина хорошо спела. Шведа не понял, кто это? Ну и это какой-то необъективный конкурс. Я его не понимаю.
Чистый сезон Алексея Спиридонова
— Теперь о главном — ни одного удаления, чистый сезон, это как?
— Повзрослел, поумнел, на два высших отучился ж! Ну и возраст, 27 лет, уже все всем доказал, какой я есть, каким могу быть.
— И каким?
— Харизматичным!
— Да ладно?
— Ну, ты спросил, я ответил (смеётся).
— Более чем удачный сезон, первое чемпионство в карьере.
— Надоело быть вторым-третьим, очень хотелось первое место. Сезон в «Урале» был удачным, вторые здесь, вторые в еврокубке, но понятно, что надо уже и трофеи брать. Поэтому и выбор был сделан в пользу Казани, когда думал, с кем подписывать, понимал, в какую команду иду. И, конечно, я не пожалел ни разу: то не выигрывал, то за год — все турниры. Ощутимая разница.
— Не разозлился на себя, когда перестал в стартовую шестерку попадать?
— А чего злиться, зачем? Играют сильнейшие, тут всё по делу. И потом пишут: вот, Спиридонов полсезона провёл на скамейке. Где ж это? Третий по результативности после (Вильфреда) Леона и (Максима) Михайлова по очкам. Это со скамейки, что ли? Со скамейки столько очков не набирают. Весь предварительный отрезок чемпионата, Кубка и еврокубка (Лига чемпионов) отыграл в старте. Без замен вообще. С больным коленом. Сломался Леон, ушел (Мэттью) Андерсон, не восстановился (Евгений) Сивожелез, играть же надо было. Думаю, что не подвёл команду. А сезон весь был нелёгкий. Старт вообще хххх — всё проигрывали, в финал Кубка не попали. Но потом раскачались и под 30 игр без поражений!
— Видимо, (Владимир) Алекно сильный психолог.
— Алекно — красавчик как тренер, очень сильный — и как человек, и как тренер. Личность одним словом.
Опять доказывай, что я не верблюд
— Старт Мировой лиги пропускаешь из-за дисквалификации, зачем плевал в польского депутата?
— Да я не из-за этого пропускаю! У меня дисквал на два матча за некорректное поведение в матче против немцев, польский депутат тут вообще не при делах. Доказательств нет, это его слова и всё, чего тут обсуждать. Это всё политика Евросоюза против России, вот и докапываются. А мне теперь оправдывайся, что я не верблюд.
— Причём второй раз. Уже пару лет назад была похожая ситуация, когда твой «Факел» с «Уралом» играл.
— Ну ладно, значит, я верблюд, чего тогда (смеётся).
— Откуда такое умение находить приключения?
— Надо же кому-то поднимать волейбол! Антипиар — это тоже пиар, так хоть волейбол в прессе! (смеётся). С хоккейными журналистами недавно встречался, так они говорят: мы волейбол только из-за Спиридонова узнали. Популярности нет, не показывают, не пишут. Ну и само собой как-то получается, специально приключения на свою задницу я не ищу. Они сами меня находят (смеётся).
— Популярность — ты как раз попал в «Искру», когда одинцовский клуб был главным ньюсмейкером. Жиба, сборники, звёзды...
— Я смотрел на Жибу, это величина. Но, как говорят в таких случаях, не сотвори себе кумира. Он красавчик, но копии всегда хуже оригинала. Я своим путем шёл. Кумиров в волейболе вообще никогда не было. Я смотрел, наблюдал, как ведёт себя, как играет.
— Ни одного кумира??
— Нет. От каждого по чуть-чуть.
— Жиба чем запомнился?
— Летели в самолете, он себе новый айфон взял, трёшку, а мне свой старый второй подарил. «На, молодой, дарю», — сказал.
— Вместе с записной книжкой?
— А тогда уже был айклауд? (смеётся). Он, красавчик, конечно, просто красавчик. Он очень простой, никакой звёздности, простой. Вот это главное отличие великих. Должно быть уважение. Я вот не могу в команде нашего физиотерапевта назвать Серёгой. Ему вроде и 30 нет, молодой, но нет — Сергей Анатольевич. И даже не потому, что по имени отчеству он мне Цветнова напомнил (работал со Спиридоновым в «Искре»). Тут всё просто — он мой тренер, я его игрок. Мы на работе. На работе должна соблюдаться субординация. После работы не вопрос, можно и Серёга, если в ресторан, например, пообедать зашли. Но на работе нет. Так должно быть всегда. На «Вы» и по имени-отчеству.
— Какой период в карьере запомнился больше всего?
— «Искра» из меня сделала игрока. Но не захотела оставить. «Уфа» мне много дала. А вот провальный год — это «Факел», сейчас жалею, что подписал тогда. Там ничего, кроме потраченных нервов и здоровья с этими тренерами-итальянцами, ничего больше не было. Сезон напрочь потерян. При том что вместе с ними были приглашения из Новосибирска и Казани тогда. Но пошёл туда. Что ни делается — всё к лучшему. А сейчас всё хорошо, продлили в Казани, надо играть ещё лучше и продолжать побеждать. Очень рад, что остался в Казани.
— Предыдущие клубы расплатились? «Искра»?
— Да (Андрей) Бельмач (экс-гендиректор «Искры») уже всё давно на бензине прокатал, что должен!
— Вопрос закрыл и в суд не пойдёшь?
— Знаешь, всех денег не заработаешь, ну и где-то потеряешь, где-то найдёшь. Я не такой меркантильный. На их совести. Не спорю никогда. Не лезу. Деньги не на первом месте, если где-то на миллион больше предложат, не подорвусь и не побегу. Вот — на селёдку с картошкой хватает, и отлично.
— Агент же есть?
— С моим-то образом и столькими скандалами без агента нельзя. Дима Резванов ведет мои дела, считается самым успешным агентом в России. Без агента было бы тяжеловато. Поддержка в таких вопросах важна.
— Скандалы-то, скорее, уже были. Серьёзно же изменился.
— С Алекно хорошо поговорили, он мне сказал: «Лёх, давай поспокойнее, не надо злить, провоцировать».
Когда на сердце флаг России — защищаешь родину
— Тебя куда только ни звали, а «Динамо», что, ни разу не приглашало?
— Не, в Москву не звали ни разу.
— Кто у Казани самый принципиальный соперник? Белгород?
— Думаю, да, Белгород. Да на нас все настраиваются как на последний матч. Тут ни мотивации, ничего не нужно. Вспоминаю себя, когда против Казани играл за «Искру», за другие клубы, никакого настроя не надо. Причём с «Искрой» удачно играли — и здесь, и в Казани побеждали. Для всех игры с Казанью как последние.
— Откуда такая эмоциональность на площадке?
— Да завожусь. Но это нечасто. Или на другой стороне площадки кто заведёт.
— А ты легко заводишься?
— Да, легко, и сам завожусь, и ребят завожу. Такой игрок нужен. Моторчик. Романыч (Алекно) вот говорит: «Лёха — душа команды». Я пошутить могу и в раздевалке, и на площадке, и сам спокойно на шутки реагирую, не обижаюсь. А унылое «г» — ну кому оно интересно? Кому оно нужно?
— Сборная традиционно за победой едет на Мировую лигу?
— Сборная всегда собирается только на победу играть. И Мировую лигу, и Кубок мира, чтобы попадать на Олимпийские игры. Последний год не очень получился. Посмотрим, как получится. Ясен хер, что мы в сборную, бросая семьи, без отпусков, едем не просто так, нужен только результат, а не то, чтобы четыре месяца проболтаться по Новогорску и Анапе и ничего не выиграть. Главное — отобраться на Олимпийские игры.
— Гимн знаешь?
— Конечно! На сердце флаг России — ты защищаешь честь страны. Ощущаешь, что отвечаешь за себя, за родину, какие тут могут быть вопросы?
— Кто в российском волейболе номер один?
— Наши?
— Ага.
— (Сергей) Тетюхин в порядке, Дима Мусэрский, и Максим Михайлов мощный сезон провел.
— В чём секрет Тетюхина? Это ж фантастика!
— Если б знал! Спроси у него! Я вот не вспомню тоже, чтобы в таком возрасте и на таком уровне!
— Лондонский финал смотрел (Олимпийские игры)?
— В Уфе, в баре. Рад за ребят. Но без энтузиазма. Должен же был поехать. Сам до этого довёл, чего теперь уже.
— Кстати, женский волейбол смотришь?
— Да пару раз смотрел. И то только потому, что макбук купили. «Чего ты как лох без макбука, купи себе!» Ну вот, купил. И чего? Пыль дома собирает, вот только и открывал, чтобы ради интереса посмотреть. А так женский волейбол не смотрю.
— С (Татьяной) Кошелевой, когда в Одинцово из Тулы приехали, про сборную тогда думали?
— Да не, куда там. Просто тренировались и всё.
— Ты переживал, когда молодым не всегда попадал, чехлили и нужно было ждать своего шанса.
— Чего переживать-то? В «Искре», что ли? Куда там?! Там три сборника, звёзды, я четвёртый. Работал и работал. (Зоран) Гаич первый год выпускал, вместо Жибы выпускал, в старте даже что-то было.
— Да, помню, как Зоран тебя хвалил.
— Мне он этого не говорил.
— Тебе и не надо было!
— Надо было просто доказывать. На тренировках долбил прилично. Тогда ещё ничего не болело.
— Семьи не было, спешить никуда не надо...
— Как раз тогда и надо было спешить! Девчонки, потусить, быстрей-быстрей (смеется).
Мой отпуск: как хочу, так и отдыхаю
— Европа тебе не нравится, а отпуск где ж?
— Дубай. Мне там понравилось. Мне экскурсии не нужны. Мне надо — бассейн, да и всё.
— Спортсмен же!
— Это мой отпуск — как хочу, так и провожу его.
— А ты когда последний раз дрался?
— Не дерусь.
— Вообще?
— У меня семья, ребёнок. На кой хер мне драться? Может, там больной какой с ножом или травматом? Семью кто кормить будет?
— А раньше? Дерзкий же.
— Ну, если только совсем давно. А так, дерзкий? Да надо вести себя как человек — и всё. У меня такая жизненная позиция. Пару раз, когда молодой был, дрался, но в том возрасте об этом не думал.
— Когда домой через лес ходил в Тульской области?
— Да, тогда можно было.
— Почему?
— Дорога домой через лес короче была.
— Сильно короче?
— Минут пять.
— И стоило это прогулки в ночи через лес?
— А чего? Тогда часов дорогих не было, мобилы не было, денег не было, цепи на шее не было. Что у меня отобрали бы? Грязные кроссовки и учебник с дневником? Да пожалуйста.
Жена привела на концерт Аллегровой, а я там уснул
— Семья сильно поменяла тебя?
— Конечно. Другие приоритеты сразу.
— Клуб, сборная, график, пожалуй, самый тяжёлый из всех спортивных.
— Согласен. 10-14 дней, полноценных трёх недель нет на отпуск.
— И как восстанавливаться?
— А чего меня-то спрашиваешь? Тут эти дни пролетают, ничего не успеваешь. Вот было сейчас 10 дней — майские праздники, всё закрыто, ничего по дому даже не успел сделать. Приходится искать тех, кто даже в таких вопросах будет помогать. Сам не успеваешь ничего сделать.
— Дружба с теми, кто является твоим конкурентом, возможна?
— Конечно, и с Мэттом (Андерсоном), и с Леоном, и с Сивожелезом прекрасные отношения. Работа — это работа, а жизнь — это жизнь. В «Зените» вообще позитивная обстановка, всё круто.
— Иностранный язык у тебя какой?
— Русский ж!
— А как с иностранцами?
— Ну, английского хватает базового. Ну и Леон с Мэттом уже по-русски. Ну и потом, если что, (Алексея) Вербова попрошу помочь, у него всё в порядке.
— С Лёшей-то вы давно вместе играете.
— Да, 7 лет! С «Искры», потом в «Уфе». Я его подкалываю: «Лёх, помнишь, ты меня просил тебе в приёме помочь (смеётся) пару раз». Постоянно его подкалываю.
— Ты зачем на бразильского тренера набросился? (после победы в Мировой лиге Спиридонов грубо высказался о главном тренере сборной Бразилии)
— Только когда лигу выиграли, и то — ответил. Я всю лигу молчал. Нечего говорить. Он меня оскорблял. Будет ещё учить, что мне делать и как себя вести.
— Никогда не жалел после того, как что-то резкое написал? Удалял что-то из Twitter?
— Ну, это же эмоции. Не жалел.
— Так удалял?
— Один раз. Когда подколол Машу Орзул с (Артёмом) Дзюбой. Она мне написала, что я подлый. Ну, я так, объяснил, не я ж в машину заставлял её садиться.
— Ты когда успел стать главным спортивным интернет-троллем?
— Да не стремился я к этому. Не замечал, что и как. А потроллить-то, почему нет? Всё ж по-доброму, тех, кого знаю, никто не обижается. Начал шутить, шутить я умею. Может, ты просто раньше не замечал.
— Что слушаешь сейчас?
— Могу крышу в машине открыть и врубить «Руки вверх»!
— О, так это тебе с (Игорем) Акинфеевым надо познакомиться!
— Почему?
— Друзья ж с (Сергеем) Жуковым (солист «Руки Вверх»).
— Не знал.
— А на чей концерт хотел бы сходить?
— Ну вот, на «Руки Вверх» пошёл бы!
— А на чьи концерты в последнее время ходил?
— На Тимати вот ходил. Да, вот ещё, жена вытащила на концерт (Ирины) Аллегровой, так я уснул в зале к середине концерта, не мог это слушать! А так — на Slipknot сходил был!
— Дочка уже понимает, кто у неё папа?
— Да! Уже говорит: «Вон, папа, папа!» По шарику уже бьёт.
— Ставишь удар?
— Нет, не хочу, чтобы волейболом занималась. Теннисом надо. Мама же теннисистка. Хочу на старости лет летать в Австралию, хлопать удачным ударам дочери и курить сигары.
— И всё?
— Ну, вот сейчас ещё учусь на барабанах играть. В Казани. Может, в музыку потом (смеётся).
Василий Конов
«Р-Спорт»