Тренер нападающих АКМ — о тренировках Ягра, сборной Китая и Ждахине

07.07.2021 14:42
900

Тренер по работе с нападающими тульского АКМ Михаил Комаров рассказал о своей карьере. В большом интервью пресс-службе клуба специалист рассказал о работе со сборной Китая, тренировках с Яромиром Ягром, знакомстве с Леонидом Слуцким и японской психологии в работе.

«В Китае болельщики могли курить у бортика и стряхивать пепел на лёд»

— Профессиональным хоккеистом вы не были. Почему не сложилось?

— Родители долго не пускали меня в хоккей: я смог записаться в секцию только в 14 лет. Особым талантом не отличался, поэтому решил сфокусироваться на образовании. Но уже в 9-м классе у меня не было сомнений, что я хочу связать жизнь с хоккеем и стать тренером.

На мой выбор сильно повлияли родители: мама тогда преподавала в Сибирском государственном университете физической культуры и спорта, а отец был там заведующим кафедры: он был мастером спорта и по футболу, и по хоккею. В этом же университете учился и я: с успеваемостью и поведением проблем не было, поэтому у учителей не было повода задумываться, чей я сын.

— Как начиналась ваша тренерская карьера?

— Я учился в аспирантуре и параллельно работал в омской детской спортивной школе. После обучения я работал в райчихинском «Горняке»: так получилось, что костяк команды составили именно те хоккеисты, с которыми я работал в Омске. Выступали мы неплохо, даже сумели выиграть первую лигу (аналог современной ВХЛ-Б). Для райчихинской команды — это солидное достижение!

— В 1999 году вас пригласили поработать со сборной Китая.

— Райчихинск находится в Амурской области, совсем недалеко от Благовещенска. А там Китай — прямо через реку. Поэтому «Горняк» часто ездил в Китай на сборы, даже проводил там товарищеские матчи. Во время этих поездок появились связи, завязались деловые отношения. Так что перед чемпионатом мира 2000 года руководство китайской сборной пригласило игроков и тренеров «Горняка» на сборы команды. Вместе мы работали три месяца — это был очень интересный опыт. На сам турнир команда поехала уже без нас: в том году китайцы взяли серебро чемпионата мира в дивизионе С и заработали повышение в классе.

— Чувствовалось, что в Китае хоккей не слишком популярен?

— Было понятно, что хоккей — не спорт номер один в Китае. Нам не хватало клюшек, приходилось искать заточный станок, а на тренировку сборной спокойно могли прийти болельщики, закурить прямо у бортика и стряхивать пепел сигарет на лед. Команд в стране было мало, своего чемпионата не было, так что нам пришлось делить сборную на несколько команд и проводить двухсторонки.

— Язык успели выучить за это время?

— Говорить, конечно, не успел научиться, но я старался: например, знал по именам каждого хоккеиста сборной. Запомнил несколько фраз, даже могу слегка поиздеваться над соперником по-китайски.

«Яромир Ягр приходил на тренировки к моей команде»

— После райчихинского «Горняка» вы вернулись в хоккейную школу «Авангарда».

— Там я поработал со многими известными хоккеистами: например, среди моих выпускников есть чемпион мира Евгений Кетов. Шесть лет я работал с командой 92-го года рождения: там выступал в том числе Кирилл Рассказов, который сейчас играет за «Амур». С той командой мы завоевали бронзовые медали всероссийских соревнований.

— В 2009 году вы возглавили «Омских ястребов» в первом в истории сезоне Молодежной хоккейной лиги. В это же время в «Авангарде» выступал Яромир Ягр.

— Когда Ягр готовился к победному для чехов чемпионату мира 2010 года, он дополнительно приходил на тренировки к «Омским ястребам». Заниматься с Ягром для ребят было просто счастье: они готовы были «сожрать» его глазами, следили за каждым движением. При этом сама тренировка проходила абсолютно без изменений, а Ягр как все стоял в очереди и ждал своего времени для выполнения упражнения. Конечно, особо везло парням, которые попадали к нему в пару. Но этим Ягр не ограничивался: он бронировал себе лед на 3 часа ночи и приходил на индивидуальные тренировки. Он даже коньки точил для себя сам. Думаю, все это и есть причины его спортивного долголетия, не считая того, что он невероятно талантливый человек.

Тренер вратарей на Сахалине

— Большая часть вашей карьеры прошла на Сахалине.

— Я много работал на Дальнем Востоке: в райчихинском «Горняке», затем с молодежной командой из системы «Амура». В 2014 году Алексей Ткачук пригласил меня в тренерский штаб «Сахалина» — команда тогда готовилась вступить в Азиатскую лигу.

Интересно, что в клуб я пришел на должность... тренера вратарей! Просто свободных мест в штабе уже не было, поэтому я действительно помогал вратарям. Так что даже такой опыт работы у меня есть: полностью заменить профильного специалиста я, конечно, не смогу, но помочь с тренировками я всегда готов.

— В Азиатской лиге встречали своих подопечных из сборной Китая?

— Действительно, многие там выступали. Но мне запомнилось, что в команде «Чайна Дрэгонз» тренером вратарей был бывший голкипер той самой сборной! Мы очень рады были друг друга вновь увидеть: много было воспоминаний, во время выездов всегда обменивались подарками.

— Как оцениваете уровень Азиатской лиги?

— В лиге мало команд, поэтому не очень насыщенный чемпионат, но мне нравится этот специфический хоккей: игроки там не очень техничные, зато сильные, быстрые и послушные. Во всех командах были легионеры из Северной Америки и Европы, это повышало общий уровень. Об уровне говорит факт, что сборная Кореи на Олимпиаде-2018 была почти целиком составлена из игроков клуба «Халла». В целом Азиатскую лигу можно сравнить с ВХЛ — здесь сильнейшие клубы Азиатской лиги могли бы бороться за попадание на пятое место турнирной таблице.

Японская психология в общении с судьями

— В Азиатской лиге было много необычных выездов: в Китай, Японию, Корею. Что удивило в этих поездках?

— С точки зрения хоккея ничего не удивило. Мы больше обращали внимание на недостатки: например, на старые катки, которые не могли выдержать сравнения с нашими ледовыми дворцами. Даже стадионы, специально построенные в Корее к Олимпиаде-2018 года, были универсальными, а не чисто хоккейными.

В этих поездках Япония произвела самое сильное впечатление. Меня вдохновляет, как японцы переносят все катаклизмы, которые готовит им судьба: будь то цунами или авария на атомной электростанции. Они спокойны и уверены: улыбаются, убирают последствия, приводят в порядок свою страну и живут дальше.

— Эти наблюдения используете сейчас в работе?

— Эта психология применима ко всем. Например, могу похвастаться: я уже 3 сезона подряд не ругаюсь с судьями. Раньше срывался, так что для меня это запредельное достижение. Поначалу было тяжело себя сдерживать, но сейчас это уже получается само собой. Я понял, что на споры уходит слишком много энергии, а теперь вся энергия идет в работу с командой. Я считаю так: если арбитры постоянно удаляют нас, давайте научимся не пропускать в меньшинстве. Такой подход к работе дисциплинирует.

«Своей игрой постараемся завоевать любовь тульских болельщиков»

— В прошлом сезоне вы возглавляли «Сахалинских акул» из Молодежной хоккейной лиги. Как состоялся переход в АКМ?

— В феврале я был на выезде вместе с «Сахалинскими акулами». В Санкт-Петербурге мы встретились с Алексеем Ждахиным: он спросил, интересно ли мне будет поработать в его штабе. Уже тогда я понимал, что согласен. Я хорошо знаю Алексея Ждахина и его подход к работе: он максималист, мне интересно с ним работать.

Кроме того, я очень рад вернуться в ВХЛ — это сильная лига, где игроки получают необходимое развитие. Очень интересно работать с профессионалами.

— Вы уже работали с Алексеем Ждахиным: входили в его тренерский штаб в «Ермаке».

— Мы познакомились в Омске: он играл там, а я тренировал молодежку. С тех пор мы часто пересекались, наладили отличные взаимоотношения, и в 2011 году он пригласил меня в «Ермак». Работая с ним, я сделал для себя много интересных открытий в профессиональных вопросах.

— Уже освоились в Туле?

— Обошел вокруг кремля, прогулялся по главным улицам города. Люблю бегать в Белоусовском парке: стараюсь каждый день пробегать по десять километров.

— Хоккей в Туле появился не так давно. Тяжело будет бороться за внимание зрителей?

— И Китай, и Сахалин, и Райчихинск — это места, где хоккей появился относительно недавно, поэтому я знаю, каково биться за внимание зрителей. Принцип прост: есть победы — болельщики тебя любят. И с этого надо начинать: чем больше побед, тем выше интерес у зрителей, фанаты приходят на трибуны чаще, начинают разбираться в хоккее. Благодаря успехам «Арсенала» туляки разбираются в футболе, так что постараемся завоевать любовь фанатов победами.

— Знаете про успехи «Арсенала», значит, следите за футболом.

— В свое время я болел за киевское «Динамо», когда команду возглавлял Валерий Лобановский. Еще мне нравился ЦСКА времен Леонида Слуцкого. Кстати, со Слуцким я знаком: однажды мы пересеклись на стадионе во время тренировок, мне удалось пообщаться и с ним, и с Игорем Акинфеевым.

Пресс-служба АКМ