Валерий Гриньковский — о развитии тульского велоспорта, центре подготовки сборной России и допинге

25.06.2016 21:19
2396

Были времена, когда велоспорт выигрывал у футбола конкуренцию за звание вида спорта номер один в Тульской области. Все поменялось, но наш старинный трек по-прежнему дает путевку в жизнь чемпионам. О том, как разивается тульский велоспорт, рассказал глава областной федерации велоспорта Валерий Гриньковский.

В конце мая город оружейников вновь принял возрожденный в 2007 году международный турнир «Большой приз Тулы». Несмотря на то что совсем скоро — Олимпиада, дефицита в звездах не было.

— Олимпийский год всегда сложный, спортсмены стремятся не распылять потенциал, поэтому опасения в том, что не все приедут, были. Но мы сделали все возможное, контактировали с Международной федерацией велоспорта, — рассказывает Гриньковский. — Уверен, что на следующий год в Туле больше представлены более шести стран. Главным судьей «Большого приза» был ирландец Пол Уотсон, который высоко оценил уровень организации. Мы, в свою очередь, выступили с предложением перенести «Гран-при Минска», который два года назад вклинился в международный календарь и проводится прямо перед нашим турниром — из-за этого зарубежные велосипедисты не успевают добраться до нас. Важно, что статус «Большого приза Тулы» теперь повысился — он получил первую категорию, и теперь велосипедисты смогут завоевывать больше очков, чтобы иметь возможность выступить на Кубке планеты, чемпионатах Европы и мира.

— Отрадно, что и туляки перед своей публикой не сплоховали.

— В 2016 году наши воспитанники очень успешно выступают — в состав сборной России в разных возрастах входят 33 представителя тульской школы. Вообще сейчас, после определенного затишья, когда на треке были пустые трибуны, идет динамичный подъем, в том числе в связи с удачными выступлениями наших велосипедистов. Наши победы и служат тому, чтобы зрителю было интересно. На протяжении трех-четырех последних лет тульские юниоры — на пьедесталах чемпионатов Европы и мира: речь о Татьяне Киселевой, Сергее Ростовцеве, Александре Дубченко. Это хорошая тенденция развития. Сегодня мы конкурируем на всероссийском уровне с Москвой и Санкт-Петербургом. Взять хотя бы только зимний чемпионат России: в 2012 году мы там завоевали две бронзы, в 2015-м — 21 медаль, а в 2016-м уже 27.

— В сборной России сейчас выступают туляки Анастасия Войнова, Екатерина Гниденко, Никита и Денис Шуршины. Увы, несколько лет назад они перебрались в Москву. Есть ли у Тульской области возможность удержать лучших воспитанников?

— Я считаю, что перелом в этом направлении уже произошел. Есть даже обратный эффект: вернулись же в Тулу Лидия Плужникова, Евгения Романюта. Сейчас у нас создаются максимальные возможности для подготовки велосипедистов. Работает училище олимпийского резерва, где спорт­смены учатся, а затем поступают в институты и академии. Кроме того, есть договоренность о создании в Туле экспериментально-инновационного центра подготовки сборной России к Олимпийским играм 2020 года, которые пройдут в Токио. Сейчас идет организационный этап, подготовка программы, в которую войдут последние научные разработки. В Туле разместится база, а готовиться велосипедисты будут в своих регионах, с которыми мы сейчас заключаем договоры о совместной деятельности, объединяем усилия, в том числе в финансовом аспекте. Появление центра — один из факторов, снимающих необходимость переходить из региона в регион.

Вообще велоспорт в России сейчас нуждается в совместном созидании. Практика подготовки спортсменов силами только одного региона показывает, что не очень эффективна. Например, команда Москвы отбирается на чемпионат Европы или мира — и едет туда тем же составом, хотя у нее есть слабые звенья. Это не давало возможности более успешного выступления.

velo_track

— Тульскому треку в этом году — 120 лет, и уже не первое десятилетие идет разговор о строительстве в городе нового велоцентра. Насколько это возможно в ближайшие годы?

— Два месяца назад мы с главой областного спорткомитета Дмитрием Яковлевым были на совещании у заместителя министра спорта Юрия Нагорных. Он сказал, что потенциал тульского велоспорта позволяет говорить о том, что вопрос строительства актуален. Но экономическая ситуация сейчас такова, что надо потерпеть. И все же, чтобы не снижать темпов роста, сейчас необходимо решить вопрос о строительстве козырька над всем полотном трека и реконструкции восточной трибуны. Конечно, это менее затратно, чем строительство нового объекта. Будем готовить эскизы, документы — Минспорта России и правительство области нас поддерживают. На втором этаже восточной трибуны хотим разместить гостиницу — в дни соревнований она очень востребована, да и туристам, которые приезжают в Тулу, поможет. А трек и школа высшего спортивного мастерства смогут зарабатывать внебюджетные средства.

— Сейчас подготовку велосипедистов в регионе ведут только Тула, Ясногорск и новомосковское училище олимпийского резерва. Есть ли перспективы для расширения географии?

— К сожалению, финансовые возможности районов скромные. Например, в Ясногорске все держится только усилиями Сергея Хренцова — он в прошлом известный велосипедист, среди его воспитанников — Анастасия Войнова, Владимир Кирильцев, Владислав Федин. Велоспорт — один из самых дорогостоящих видов. Велосипед для спортсмена высокого уровня стоит до 600-700 тысяч, детские тоже недешевы. А своего производства в России нет.

Что же касается любительского велоспорта, то мы сейчас присутствуем в период, когда у него открывается второе дыхание. Повышение массовости — и есть основная цель, которую федерация ставит перед собой. И взрослых, и детей, занимающихся велоспортом, становится больше. Например, в Туле в конце мая проводился массовый велопробег: и когда первые велосипедисты уже достигли Гоголевской, последние еще находились на Советской. Причем на велосипеды садятся и пожилые, и совсем маленькие.

— Времена сейчас такие, что ни в одном интервью не миновать темы допинга. Тем более что тулячки Елена Брежнива и Екатерина Гниденко недавно оказались в центре скандалов.

— Допинг мы осуждаем, но все должны быть в равных условиях. Когда в силу вступает политический аспект, это неприемлемо. Взять ситуацию с мельдонием: за короткий период непонятно, кто и когда исследовал и заявил, что вещество вызывает подъем работоспособности. Но ведь этот препарат в первую очередь лечебного характера, он восстанавливает и поддерживает работу сердечной мышцы, не давая форсировать ее деятельность. Аналоги мельдония под другими, зарубежными брендами не попали под запрет. В целом же не только мы грешны, но акцент всегда делают на российских спортсменах. Скандалы вокруг зарубежных велосипедистов проходят тихо, без особой огласки. А к россиянам — предвзятое отношение.

— Меньше двух месяцев осталось до Олимпиады. Как, на ваш взгляд, выступят российские трековики?

— Прогнозировать сложно, но шансы есть. Надеемся, что будут медали. Будем болеть и поддерживать не только тульских, но и всех российских велосипедистов. Конкуренция очень высокая. Те скорости, которые сейчас показывают на треке, — фантастические даже в сравнении с теми, что были десять лет назад. По некоторым позициям мы явно проигрываем, но в спринтерских видах можем конкурировать.

Андрей Жизлов