
Полузащитник тульского «Арсенала» Младен Кашчелан подвёл итоги сезона, а также рассказал о впечатлениях от России и Тулы.
— Младен, вы провели в России два сезона. Чем они вам запомнились?
— Я получил большой опыт, увидел огромную страну. Завершается мой контракт с «Арсеналом» – много было и хороших, и плохих моментов. Расстроен, как мы закончили этот чемпионат. Очень переживал, потому что все было в наших руках. Мы сами виноваты, я не ищу оправданий на стороне.
— В концовке сезона команда потеряла исключительно важные очки.
— Нельзя было проигрывать «Мордовии», надо было побеждать дома «Терек». Потом началось психологическое давление: с «Динамо» упустили победу в большинстве — 2:2. Мы не могли играть каждую игру на таком уровне, не такая у нас команда. «Кубань» в последнем туре была попросту на голову выше нас.
— Запомнился ваш победный гол в декабрьском матче в Ростове-на-Дону.
— Наверное, не только он. Были еще заслуженные успехи. Например, выигрыш у «Спартака». Серия из трех побед в апреле подняла «Арсенал» в таблице. Честно говоря, не думал что, обыграв «Амкар», мы в итоге окажемся ниже его. В оставшихся матчах мы набрали два очка, а пермяки — 15.
— Вместе с «Арсеналом» вы поднимались из первого дивизиона в премьер-лигу. Какого мнения остались об ФНЛ, где Туле предстоит выступать снова?
— В ФНЛ есть хорошие команды, те, которые претендуют на премьер-лигу, но есть команды, которые не показывают футбола хорошего качества. ФНЛ — мой единственный опыт выступлений в первой лиге, если только не считать вторую бундеслигу в начале карьеры.
— Ваше мнение о РФПЛ осталось прежним? Вы считаете российскую премьер-лигу лучшей после «большой пятерки»?
— На 100 процентов. Здесь много сильных легионеров, амбициозных клубов. Теперь в этом я убедился на личном опыте, а раньше мои друзья говорили, что после Топ-5 РФПЛ — самый сильный чемпионат.
— Приглашение в сборную Черногории много значило для вас?
— Конечно, вернулся в сборную спустя два с половиной года. За это я должен сказать спасибо тренерам «Арсенала» и товарищам по команде. Играть в сборной мечтает любой футболист, это совсем другое, чем выступление за клуб.
— Жаль, что возвращение в национальную команду было связано с печальными событиями в отборочном матче Евро-2016 Черногория — Россия в Подгорице. Позднее вы публично высказали мнение, что за поведение болельщиков ваша команда заслужила техническое поражение.
— Сколько раз уже говорил журналистам: некоторым людям нет места на стадионе. Обидно за эти 0:3. В игре могли рассчитывать на большее, россияне не реализовали пенальти, и это могло стать переломным событием в матче. Теперь надо смотреть вперед, у нас сложная игра со шведами на их поле. Надо попробовать выиграть. Предстоят пять игр квалификации — это много и, если нам немножко повезет, мы сможем помешать фаворитам группы.
— Вы как-то говорили, что размышляете о тренерской карьере и с этой целью записываете в тетрадь все самое интересное в тренировочном процессе Дмитрия Аленичева. Наверняка у вас много записей накопилось.
— Немало для себя узнал, записал не только какие-то нюансы тренировок, но и то, что Аленичев говорил перед игрой, в перерыве, на тренировках. У каждого тренера своя философия, и я постарался забрать от нашего коуча столько, сколько смог.
— Ваша философия совпадает с аленичевской?
— Я тоже люблю, когда мяч идет низом, когда команда играет в футбол, а не забрасывает мяч вперед и ждет, что там нападающие придумают. Правда, иногда, по ситуации, нужен и такой простой футбол.
— Какие у вас дальнейшие планы?
— Не хотел бы пока ничего говорить, у меня действующий контракт с «Арсеналом» до 30 июня. Сейчас хочу сконцентрироваться на игре в сборной, посмотрю, как будет развиваться ситуация со мной и командой.
— Как будет готовиться сборная Черногории?
— Сбор начался в понедельник в Подгорице. 8 июня у нас контрольная встреча с Данией в Копенгагене, а 14-го – матч отбора на чемпионат Европы в Швеции.
— Россия стала близка вам?
— Мы – славянские народы. Вы любите нас, а мы вас. Не надо смотреть, что случилось в Подгорице. Что раньше думал о России, все оказалось точным. Очень рад был узнать вашу страну, думал, что в 30 лет уже не успею поиграть в России. Но в жизни все становится возможным.
— Русский язык выучили не только вы, но и ваша прекрасная половинка Марьяна.
— Тут ничего удивительного. Важно знать язык — это уважение к новой стране и к тем, кто дал тебе работу. Не люблю ходить куда-то с переводчиком.
— Общительный и доброжелательный, вы и друзей здесь нашли.
— Андрей Лях для меня, как русский брат. С Анри Хагушем завязалась дружба. Хорошие отношения со всеми ребятами, надо общаться и за пределами футбольного поля, чтобы оставить о себе добрую память.
— К болельщикам «Арсенала» вы тоже относились с симпатией.
— А разве может быть по-другому? Болельщики окружали нас не только на стадионе, в городе часто останавливали – брали автографы, фотографировались. Мне искренне жаль, что «Арсенал» не попал даже в «стыки». Между тем болельщики ездили поддерживать на гостевые матчи за тысячи километров, не сказали нам ни одного плохого слова. Эти моменты буду помнить.
— Сколько футболок раздали в качестве сувениров?
— Не считал, но очень много. Когда в тульском парке чествовали «Арсенал» по случаю выхода в премьер-лигу, кажется, никого не оставил без автографа и с каждым сфотографировался. Это длилось не меньше трех часов, но это одно из самых ярких воспоминаний за время, проведенное в Туле. Диплом от губернатора (Владимира Груздева) у меня дома на стенке рядом с медалями и футболками. Очень надеюсь, что Тула сможет вернуться в премьер-лигу.
— Где удалось побывать в Туле?
— В Ясной Поляне, в музее оружия, в кремле. Нравилось проводить время в красивом и большом парке. Хотя я, если честно, не очень люблю гулять, мне больше нравится посидеть в ресторане, пообщаться с женой и друзьями.
— В «Арсенале» вы забили один гол, могли больше?
— Нет, я сразу сказал, что моя работа не забивать, а разрушать атаки соперника. Не знаю, насколько хорошо это получалось. Надо посмотреть в зеркало — увидеть свои глаза (улыбается). Но я искренне отдавал футболу всего себя, я чист перед богом и самим собой. Всегда играл на максимуме. А если чего-то не хватило – прошу прощения перед болельщиками.
— Традиционно у вас большое количество желтых карточек. В ФНЛ и РФПЛ по 11 предупреждений. При этом грубым игроком вас вряд ли можно назвать.
— Много предупреждений из-за срывов атак. Считаю, лучше пропустить игру, чем позволить сопернику завершить опасную атаку. То есть мои карточки — это попытки спасти команду от еще больших неприятностей, ну и еще пара желтых за разговоры с арбитрами. Я эмоционален, моя родина — Балканы, поэтому не всегда получается контролировать себя по ходу игры. Но и судья тоже человек, а человеку свойственно ошибаться.
— Через три года в России пройдет чемпионат мира, подумываете над тем, чтобы приехать в нашу страну? Может быть, даже как игрок сборной Черногории?
— Надеюсь, что будет такая возможность, но не знаю, в каком качестве — действующего футболиста или как турист. Вот Марьяна, она футбольный агент, на 100 процентов не пропустит чемпионат. А за себя не могу точно сказать — где буду играть, как жизнь сложится. Но всегда верю в лучшее.
Евгений Овсянников
Пресс-служба «Арсенала»