
Кажется, само провидение столкнуло Дмитрия Аленичева с командой его тренерской мечты именно сейчас. Произойди это в первых турах — ажиотажа, конечно, было бы не меньше, вот только у «Арсенала» тогда было неизмеримо меньше опыта. И совсем не имелось — на уровне РФПЛ, конечно, — опыта победного. «Оружейники», по большей части выходцы из низших дивизионов, тогда с ужасом озирались, слушая фамилии из другой галактики и видя их обладателей.
Красно-белые же тогда, как всегда с новым тренером, держали грудь колесом. Крушили на выезде «Рубин», который спустя время мало-помалу заиграл лучше и поднялся выше «Спартака», прищучив его и в Кубке. Побеждали, пусть и на тоненького, «Динамо» и ЦСКА. В фамилии главного тренера иные скептики-болельщики и пересмешники-журналисты еще не делали ударения на первый слог.
Сойдись «Спартак» и «Арсенал» в то время, не сомневаюсь, случился бы нокаут в первом раунде. И летние прения на тему: «Аленичева — в „Спартак“!», которые Леонид Федун решительно завершил назначением Мурата Якина, для многих потеряли бы актуальность. Хотя от одного матча такие мнения зависеть не должны.
Вот ведь ирония судьбы: Якина Федуну (а точнее, Роману Абрамовичу, которого о том попросил Федун) порекомендовал Жозе Моуринью. Тот самый, у кого Аленичев забивал за «Порту» в победных финалах Кубка УЕФА и Лиги чемпионов. Тот самый, кто прилетел в Москву на прощальный матч Аленичева и едва ли не со слезами на глазах, глядя на заполненное Черкизово, произнес у бровки в микрофон душещипательную речь. Тот самый, кто часами ранее в редакции «СЭ» воскликнул: «Да ему должны памятник на стадионе „Спартака“ установить!» Не ведая что стадион этот появится у клуба лишь семь лет спустя...
Интересно: порекомендовал бы Моуринью в «Спартак» Якина, дважды с «Базелем» обыгравшего его «Челси» в Лиге чемпионов, кабы знал, что в конкурентах и фаворитах у многих болельщиков — Аленичев? Или сказал бы: «Да вот же у вас есть свой, обожающий „Спартак“ и преданный ему, знающий историю и традиции, мечтающий его тренировать, на глазах растущий в профессии!?»
Но Моуринью этого не знал и не сказал. Да и в принципе мне невдомек, почему Федун решил использовать в роли скаута Особенного, чей футбол всегда был бесконечно далек от спартаковского. Вот Сергей Галицкий — тот искал своего Кононова целенаправленно, зная его стилистику по «Карпатам» и «Севастополю», настаивая на том, что игровая красота спасет футбольный мир и подыскивая тренера с соответствующей идеологией.
Федуну же, видимо, после десяти лет без трофеев интересно уже было только выигрывать. Как — неважно (главное, честно: в этом смысле владелец «Спартака» всегда был, надо отдать ему должное, щепетилен). Но с чего он взял, что две победы в чемпионате Швейцарии и полуфинал Лиги Европы — гарантия триумфа в России? Впрочем, понятно — с совета Моуринью...
Хотя изначально-то Федун, насколько помню, обжегшись на Валерии Карпине, был нацелен на тренера опытного. Но в итоге взял Якина, у которого не факт, что тренерского опыта на сегодня больше, чем у того же Карпина.
Об Аленичеве тогда речь в любом случае не шла. Федун его кандидатуру с ходу не отмел, но и теплоты особой не явил: будем, мол, внимательно следить за ростом. Ходили слухи, что 2006 год, интервью «СЭ» "Старков — тупик для «Спартака», весь шум-гам, случившийся после него, — все это по-прежнему до конца не стерлось из памяти.
Хотя вот разговаривали мы в 2010-м с Аленичевым для книги «Спартаковские исповеди», и сказал он об этом следующее: «Сейчас у нас с Федуном отличные отношения. Первый раз нормально пообщались в 2009-м, на открытии полей в детской спартаковской академии. Большое спасибо Федуну и за то, что значительную часть расходов по проведению моего прощального матча „Спартак“ взял на себя. Это стало для меня приятной неожиданностью. И не исключаю, что однажды буду работать в „Спартаке“ под его началом».
Кстати, чуть больше года назад у нас с тогдашним тренером — лидером ФНЛ была еще одна беседа. Среди прочего я спросил:
— Став тренером, как теперь относитесь к своему знаменитому выступлению в «СЭ» против Старкова в бытность капитаном «Спартака»?
— Вообще ни о чем не жалею и ничего бы не поменял. Да, в своей жизни я совершил достаточно ошибок, которых, наверное, можно было избежать. Но эти ошибки помогли мне стать хорошим футболистом, что-то выиграть, потом стать тренером...
— Иными словами, вы считаете то интервью ошибкой?
— Нет. Я говорил о жизни в целом, а тот свой шаг ошибкой как раз не считаю.
Между прочим, футбол по Якину уже не раз сопоставляли с футболом по Старкову...
***
Когда случились безнадежные домашние 0:4 в первом туре «Арсенала» от «Зенита», Аленичев не возмущался, а спокойно констатировал: «Играли две разные по классу команды, одна из которых дебютировала в премьер-лиге. В любом случае праздник в Туле удался».
Тогда, 2 августа, представить себе праздник суперволевой победы «Арсенала» над тем же «Зенитом» с Халком и Гараем, случившийся в овертайме кубкового матча на «Петровском», можно было только у Брэдбери или братьев Стругацких. Малоян, оставляющий Питер без Кубка, — да даже если бы объединились старик Хоттабыч и фокусник Амаяк Акопян, такое выглядело немыслимым.
Еще труднее было представить себе эту победу месяц или два спустя. «Арсенал» проигрывал матч за матчем — и тем, кому должен был уступить, и «Кубани» с «Мордовией», которых на своем Центральном стадионе по игре превосходил. Забивал в час по чайной ложке. Пропускал голы эпической меры элементарности. Скучнел игрой. Терял последние капли той веры в себя, что Аленичев каким-то образом вселил в этих простых, безыскусных парней в ФНЛ. Опустились руки даже у грозного бородача Филимонова, которого уже ничем в жизни, казалось, нельзя деморализовать.
И уже недоброжелатели стали поговаривать, что Аленичев живет в грезах, что нельзя было соваться в премьер-лигу ни с таким составом, ни с таким стилем. Что заведомый аутсайдер не имеет права даже пытаться играть в футбол, а обязан толкаться, бороться, играть в «бей-беги». А раз Аленичев этого не понимает, значит, следует ему еще подучиться, о «Спартаке» же — даже не думать...
Тем временем сам «Спартак» постепенно начало потряхивать. Турбулентность стала проявляться и на поле, и за его пределами — а одно с другим чаще всего взаимосвязано. Сухие проигрыши в Перми и Екатеринбурге; по восемь игроков оборонительного плана в ничейных домашних матчах с «Тереком» и «Локомотивом», спасенных на самом флажке; паника Якина, меняющего по шесть человек в составе, включая всю до единого человека группу атаки, явно потерявшего понимание, на кого делать ставку и в какой футбол вообще эта группа людей способна играть...
Вознесение в ударные форварды и лучшие снайперы чемпионата, а потом низвержение в запас Дзюбы. Его же контрактная история, выплывшая на публику не через агентов, а из уст Федуна. Хотя главное в ней — убежден, не денежные запросы форварда, а то, что переговоры о новом контракте с ним почему-то начались менее чем за год до истечения предыдущего. То есть клуб в первую очередь сам виноват в возникшей ситуации...
А до того — скандальчик с Ананидзе, который по таинственным причинам отказался лететь в Комсомольск-на-Амуре. Выгодный кому-то вброс о якобы неявке игроков на тренировку и конфликте русскоязычной части команды с Якином. Проход Широкова мимо тренерской скамейки после замены в матче с «Кубанью». Его же справедливые, но нелицеприятные слова об игре красно-белых в последних матчах. Вылет из Кубка, то есть лишение шансов на трофей еще на год вперед. Лютая критика со стороны известных телекомментаторов. Наконец, девятое место — пусть и с двумя очками отставания от третьего...
На фоне всей этой усиливающейся спартаковской депрессии «Арсенал», всеми уже заранее похороненный, вдруг взорвал ситуацию кубковой победой в Санкт-Петербурге. Можно сколько угодно судить-рядить — «Зенит»-де расслабился на 80-й минуте при 2:0, Кубок для него якобы был второстепенен по сравнению с Лигой чемпионов (результаты в которой мы тоже видим) и чемпионатом.
Но кому до этого дело? Самая бедная, даже нищая команда премьер-лиги, на выезде обыграла самую (с отрывом!) богатую. Превратила 0:2 в 3:2. Преодолев память о 0:4 от «Зенита» в первом туре и последующем падении в пропасть. Забыв о нуле побед и всего двух ничьих в 11 турах. Не позволив забить Халку и обезоружив Гарая. А главное — сделав невообразимую мечту реальностью.
Аленичев тут же выразил надежду, что вслед за этим груз спадет с тульских плеч и в чемпионате. Хотя часто бывает наоборот — такие нежданные победы приводят к долгим празднованиям не привыкших к тому парней, и пропасть, в которую те падают, становится бездонной. Недаром те, кто в первой половине 90-х обыгрывал романцевский «Спартак», нередко вылетали из высшей лиги.
Но «Арсенал» выиграл в гостях важнейший, стыковой матч у «Торпедо», попутно отправив в отставку Николая Савичева. Первая победа «пушкарей» в первенстве должна, обязана была получиться драматичной, на разрыв аорты. Незабитый Тесаком пенальти в ворота бывшей команды, казалось, морально разорвет «Арсенал» — на таком адском поле, в битве аутсайдеров, больше одного такого шанса у гостей быть не может.
Аленичев все это опроверг. Выпустив в стартовом составе всех имеющихся в распоряжении габаритных ребят (кто говорит, что он фактор силовой борьбы игнорирует?), бросил в перерыве в бой героя «Петровского» Малояна. И тот тут же забил. И не встали «пушкари» Великой Китайской стеной у ворот — до конца пытались огрызаться, забить второй. Попали в штангу. И заслуженно победили, вернувшись в гонку за выживание.
Тут-то и пришел час матча со «Спартаком». В момент высшей для этого сезона точки для «Арсенала» и низшей — для красно-белых. На «Открытие Арене», куда Аленичев мечтает однажды вывести свою команду. Но только выйдя из другой раздевалки и сидя на другой скамейке.
***
После бурного начала прошлого сезона в ФНЛ Аленичев стал предметом охоты «Крыльев Советов». Егор Титов сообщал в «твиттере»: «Двухдневная настойчивость „Крыльев“ не привела к успеху. На радость болельщикам Тулы Аленичев отказал в переходе».
Есть тренеры, которые идут по командам, как по трупам. Возглавил кого-то, получил через пару месяцев более перспективное предложение — и посреди сезона фьюить... И так раз за разом.
Аленичев — не из таких. Взял «Арсенал» даже не во второй — в любительской лиге. Когда разобрался, что за хозяйство ему досталось — из собственных средств (!) купил футболистам форму, манишки, мячи. Сейчас, конечно, этого делать не приходится, но клубу по-прежнему ничего не принадлежит. Ни стадион, ни база, ни даже автобус.
Тульские болельщики, никогда в истории не видевшие высший дивизион, Аленичева боготворят. Помню, как мы шли с ним через поле стадиона после разгрома «Шинника» на пресс-конференцию, и он с какой-то почти детской восторженностью вдруг спросил: «Ты видел, какой здесь на футболе праздник?!»
Когда «Арсенал» вышел из второго дивизиона в ФНЛ, футболисты попросили Аленичева не уходить. "Хором сказали: «Анатолич, оставайтесь с нами, — рассказывал мне тренер. — Как после этого я могу их бросить?»
И он не бросил — ни по ходу прошлого сезона, ни после. После того, как «Арсеналу» изначально не ставили задачу выхода в премьер-лигу — а он взял и вышел. Когда все начиналось, Аленичев говорил: «Можно поставить задачу: быть в первой пятерке ФНЛ. Для новичка лиги это будет нормально. Но мне так — неинтересно! Да, мы можем закончить чемпионат и шестыми, и седьмыми. Но стремиться буду только к первому месту!»
Он подарил городу счастье видеть Вальбуэна и Халка. Даже если в этом сезоне «оружейники» вылетят, имя Аленичева в Туле всегда будет легендой. Но однажды их расставание, увы, неизбежно. Из-за объективно разных масштабов.
Когда-то экс-сенатор Аленичев вышел из Совета Федерации за полтора года до истечения полномочий, лишился весьма сладких льгот, чтобы... тренировать юношескую сборную России. Чтобы заниматься своим делом, а не делать то, что ему не доставляло комфорта. Интересно, много ли еще найдется таких людей?
И сделал он это не для того, чтобы прозябать. Год назад он делился со мной своей философией: «Если бы меня в 25 лет спросили, какие цели перед собой ставлю, ответил бы: максимальные. Стать чемпионом мира и Европы, выиграть Лигу чемпионов. Реально ли это? На тот момент сказал бы, что нет. Но прошло время, мне посчастливилось выиграть и Кубок УЕФА, и Лигу чемпионов. И я сказал себе: оказывается, ничего нереального нет. Поэтому как тренер тоже ставлю перед собой максимальные цели. Конечно, не перемахивая через ступеньки. Первая — поработать в премьер-лиге. Вторая — ее выиграть. Далее — еврокубки с максимальными целями. А когда-нибудь — поработать со сборной и с ней многого добиться на мировых и европейских первенствах. Я только так живу».
Это — цели. А есть мечта. Он озвучил ее в первый день своего обучения в ВШТ: "Моя мечта — тренировать «Спартак». Ту самую команду, о роли Дмитрия в которой Неманья Видич говорил: "Аленичев учил меня любить «Спартак».
Верю, что Аленичев будет учить любить «Спартак» и новое поколение его игроков. Когда и как это произойдет — другой вопрос. Но в ближайшее воскресенье на спартаковском стадионе он может этот момент изрядно приблизить.
Игорь Рабинер
«Спорт-Экспресс»